Осенним днем 1392г. братия Троицкого монастыря «на Маковце» проводила своего любимого игумена в последний путь. Скромный монах стал солнцем нашего Отечества. В бедственное время ордынского разорения ХI\/в. преподобный Сергий был для всех духовной опорой, в последующие столетия -«неусыпный сохранниче рода Российскаго». В.О.Ключевский высказался словно от лица всех, кому дорога родная история: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило - самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание». Более 600 лет русские люди обращаются с надеждой к великому Молитвеннику и Печальнику земли Русской. Она не угасает и в наше трудное время. Теплятся лампады, возносятся молитвы, чтутся заветы преподобного Сергия.Почти во всех великих святынях эпохи мы чувствуем его незримое присутствие, хотя и не дошли до нас ни его собственные писания, ни точные записи его бесед и поучений. В 20-х годах прошлого столетия Б.К.Зайцев писал: «Он по природе своей вовсе не был ведь политиком -ни по церковной, ни по государственной части. Но фатально вся жизнь его и лавры переплетена с судьбой России того времени. Во всех страданиях и радостях ее - и он участник. Не имея власти даже и церковной, неизменно словом, обликом, молитвой он поддерживал Русь, государство. Сергий - человек эпохи, выразитель времени...». Из тьмы веков, из древнего языка летописей иногда доносились слова его. Биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый самолично слышал последние напутственные слова преподобного Сергия. Опираясь на эти слова, Епифаний сформулировал основу учения преподобного. Главное это жизнь для пользы. Это был призыв к братьям обители жить в любви, сеять добро и нести благо. Обязательным условием нравственного, духовного совершенства преподобный считал труд и нестяжательство. Он дал заряд силы русскому народу. Этот заряд силы стал фундаментом всей последующей истории России; он дал возможность преодолеть все неудачи, все ошибки, все предательства, которыми была полна последующая русская история. Преподобный Сергий считал монастырь основой русской жизни, где присутствует единство духовного и материального, но, безусловно, господствует духовное. Когда он начал свой подвиг, на Руси было около 40 монастырей. Когда же он ушел на небеса, насчитывалось уже 190 обителей. Конец XIV - ХVвв. дали Русской истории больше святых, чем другой период. И самыми почитаемыми были Сергий Радонежский, его ученики, основавшие святые обители на земле Русской. От монастырей пришли к русским силы вытерпеть всё, преодолеть неисчислимые беды и испытания, выпавшие на их долю. Многолетняя дружба связывала Сергия Радонежского с митрополитом Московским и всея Руси Алексием, который навещал его в Радонежской обители. Ратуя за объединение русских земель вокруг Москвы для борьбы с постылым игом, он просил помощи Троицкого игумена в примирении князей. По благословению митрополита Алексия ходил преподобный в Ростов и Нижний Новгород, позднее - в Тверь и Рязань. Летопись повествует, что чудный старец «тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливые глаголы» беседовал с Рязанским князем Олегом. Троицкий игумен заложил духовное основание победы в Куликовской битве. Сражение на Куликовом поле началось 8 (21 сентября), в праздник Рожества Богородицы. Предание утверждает, что святой, «прозорливый имея дар», предсказал великому князю победу. Во время сражения игумен называл имена погибших русских воинов и служил по ним панихиды. Эта битва наглядно показала, что спастись от ордынского гнета можно только сообща. Уже после святой кончины преп.Сергий стал почитаться Троицкими монахами как святой. 5 июля 1422г. состоялось «обретение мощей» преподобного. На Руси память заступника Земли Русской празднуется 5(18) июля и 25 сентября (8 октября). В 1412г. в монастыре была освящена деревянная церковь во имя Троицы, а в 1422г. над могилой великого старца поставлен каменный собор, сохранившийся до наших дней. Для этой церкви и была написана прославленная икона Андрея Рублёва «Троица» в похвалу преподобному. На протяжении всех столетий и до сего дня преподобный является покровителем Российской державы. Замечательно сказал об облике старца Б.К.Зайцев: "Как удивительно естественно и незаметно все в нем! О, если бы его увидеть, слышать. Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Негромкий голос, тихие движения, лицо спокойное, святого плотника великорусского. Такой он даже на иконе...- образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзанина русского, русской души. В нем наши ржи и васильки, березы и зеркальность вод, ласточки и кресты и не сравнимое ни с чем благоухание России». Память о великом свя том живет и будет жить, «доколе стоит земля Русская». Слово похвальное препо добному отцу нашему Сергию создано было учеником его священноиноком Епифанием: «Преподобный игумен отец наш святой Сергий, старец чудесный, добродетелями всякими украшенный, тихий, кроткий нрав имевший, смиренный и добронравный, приветливый и благодушный, утешительный, гостеприимный и миролюбивый; он был отцам отец и учителям учитель. Он прожил на земле ангельской жизнью и прославился в земле Русской, как звезда пресветлая; великая его добродетель многим людям на пользу была, для многих спасение, для многих успех душевный, для многих поддержка, для многих опора... Ведь одинаково он любил всех и всем добро творил... Этот преподобный отец наш воссиял в стране Русской, и как светило светлое воссиял по среди тьмы и мрака, и как цветок прекрасный среди терниев и колючек».
Приносим благодарность редакции газеты "Вечерняя Рязань" за оказание помощи в подборе материалов.