Православные староверы Рязани

Явление иконы Пресвятыя Богородицы в Казани

"Повсюду убо протекоша яко гром, во вся концы Русийския земли, Божие к нам милостивное посещение".

Дошедшая до наших дней "Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани" написана смиренным Ермогеном, очевидцем и участником событий. Не просто было взяться праведнику за столь нелегкий труд. Уже на первых страницах летописи можно прочесть излияния сокрушенного сердца: "Но како возмогу, недостоин сыи и недостойне устне имея, провещати таковая?"[1]. Знаменательным до сих пор остается и тот факт, что списатель создавал предание уже будучи митрополитом Казанским - в 1594 году, спустя пятнадцать лет после чудотворного явления образа. Сам он, подчеркивая собственное недостоинство, поясняет промедление с писанием так: "или от недостатка разума, или от нерадения и душегубительныя лености, ово же и страха ради..." Но внемля случившееся, "яко самовидец" и осмыслив величие "милостивного посещения Божия" и неизреченныя чудесы, неоскудно подаваемые приходящим с верою и упованием, он все же берется дерзнуть к этому начинанию, присовокупляя к сему мысль о том, что "неправедно есть Божиих тайн и неизреченных к нам многомилостивых дарованиих, в забвения глубине погружати". С высокой фактологической точностью и сюжетностью описаны в "Повести" явление образа и 16 благодатных чудес, совершившихся от иконы по молитвам верующих. А в конце сказания святой отец и прибавляет: "земли убо широта, и морю глубина, но Богородицына чудеса неизочтена суть". В 1579 году будущий Партиарх Московсий и всея Руси Ермоген, (память ему совершается 17 февраля) нес служение в сане священника храма святаго Николы, нарекаемого Тульским, где и был совершен первый молебен пред Казанской иконой Божией Матери. И заградятся уста, иже глаголют неправду. Повесть начинается с описания пожара, бывшаго в лето 1579 года, при державе благочестиваго и Христолюбиваго благовернаго государя и великого князя, царя Ивана Васильевича: "Месаца июня в 24 день, на память святыя мученицы Агрипены, бысть пожар в новопросвещенном граде Казани, по взятии града в двадесять шестое лето, яко достовернейши сам видехом"... Огненная стихия имела очаг близ Церкви святаго Николы Тульского, во дворе некого воина царева Данилы Онучина, "мужа от простых, имуща мудрость на войне стрелебную". Пожар истребил, обратив в пепел, большую часть посада и торги, городскую обитель боголепного Преображения Спасова, а так же двор великого князя: "и пожже, и без вести сотвори". Остались только малая часть посада, половина града к соборней Церкви и архиепископский двор. Устоявшии от искушений отчаянием, верныи християне обратились к покаянию "познаша свои согрешения, и начаша созидати Церкви Божия, и своя домы", неся просвещение во град. Напротив, иноверцы, которых в городе было не мало, возводили хулу и злорадствовали, думая, одержимые неверием, что Бог прогневался на христиан. Но по вере нашей да воздается нам...Пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства. Город вскоре начал вставать из руин. Всемилостивый Господь видя терпение верующих и их поругание, дабы "икоренилося злоплевельное еретическое учение", во утвержение веры християнской, явил пресветлую икону, неисчерпаемый источник, скрытый до поры в земле, близ того же самого места, откуда изходил ранее праведный гнев. Удивителен и способ явления святыни. Ни святителю града, ни правителям или высокопоставленным вельможам, ни богачу знатному и не мудрецу не было суждено первым припасть к образу Богородицы. Избранницей стала десятилетняя дочь простого небогатого человека, по имени Матрона. В видении явилась ей пресветлая икона Богородицы. И велено было пойти в город, и поведать про икону архиепископу и воеводам, что бы они достали образ из земли в указанном месте. Но Матрона испугалась сама доложить властям и рассказала все своей матери. На слова девицы не обратили внимания. Несколько раз повторилось видение с указанием поведать сие "без сумнения" и каждый раз она рассказывала все своей матери. Но однажды, когда девочка спала, в полдень, она внезапно очутилась посреди двора, в котором жила. И явилась ей чудная икона "страшным огненным образом", испуская пылающие лучи, способные сжечь ее. И был глас от образа предупреждающий о том, что если не будет исполнено все ранее предначертанное, то знамение оставит их и будет в другом городе, а Матрону постигнет кара. Девица в испуге пала на землю замертво, пролежав несколько часов. Затем, взмолилась Матрона, возопив, к матери своей дабы та пошла и рассказала обо всем архиепископу и правителям городским. Тогда мать отвела дочь в город к воеводе, где девочка и рассказала обо всем. Но одержимые неверием не прислушались к ним. В слезах мать и дочь пришли к архиепископу, рассказав о чуде еще раз и указав место. Но не внял и архиепископ их речам... Обретение пресветлого образа Богородицы Одигитрии произошло в 12-ом часу, 8 июля того же лета в день памяти святаго великомученика Прокопия. Матрона со своей матерью, вернулись домой и рассказали еще раз всем людям о чудной иконе. Затем они сами, взявши заступ, стали рыть в указанном месте, на котором ничего не нашли. Тогда Матрона решила копать там, где стояла печь. И чудо было явлено. Образ Богоматери с Превечным Младенцем Исусом Христом на руках сиял необычной светлостию "яко же внове вапы начертане" и был не подвержен земному праху. Возликовали тогда люди бывшие при сем и стеклось безчисленое множество благочестиваго народа, моляще со слезами "Владычице спаси ны". На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия "с воеводы и множеством народа" и под звон колокола, сокрушаясь о неверии и нерадении, прося милости и прощения, они перенесли святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николы. Отсюда, после молебна, с Крестным ходом перенесли его в Благовещенский собор - первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получил исцеление слепец - Иосиф, затем уже в Церкви Никита (чудеса первое и второе). Причем первый из них не смог внять Божественной благодати и в забытьи устремился на прошение денег, вместо воздаяния молитв и благодарения, за что и был тут же наказан. Небесный покров. Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный, дивясь, повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители. Затем возведена была и другая Церковь во имя Рожества Пречистыя Богородицы. Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз "Матушка Казанская" указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной. Продолжение следует...

[1] "Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани". Ермоген, митрополит Казанский. Репринтное издание Московской старообрядческой Митрополии. Москва, 2006 год.