Многие наслышаны о расколе православия в XVII столетии. Но мало кто знает истинные причины этого страшного события. Не всем известно и то, что в Рязани находятся две Скорбященские церкви. Одна из них принадлежит приверженцам старой веры.
На Скорбященском кладбище в областном центре обретаются две церкви, поставленные в разное время во имя иконы пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости». Одна из них, не закрывавшаяся ни на один день даже при Советской власти, хорошо известна рязанцам. Существует этот храм с 1807 года и находится в ведении признанной государством православной церкви, по обряду которой в нём проходят ежедневные богослужения.
Но если пройти вглубь кладбища, то с левой стороны можно увидеть за металлическими воротами вторую Скорбященскую церковь. В 1910 году построила её рязанская старообрядческая община, в чьём пользовании храм находится до сих пор.
В наше время «православного Ренессанса», когда в Рязанской области реставрируются старые и возводятся новые церковные здания, мало кто вспоминает о событиях 350-летней давности.
В середине XVII века патриарх Никон, подзуживаемый иностранцами, осуществил церковные реформы. Людям предписывалось креститься не двумя перстами, как раньше, а тремя. Крестный ход стал совершаться не по ходу солнца, а против. Сократилось время церковных служб. Старые правила были преданы проклятию. Объяснялись эти и некоторые другие нововведения тем, что якобы обнаружились доказательства правильности именно нового обряда.
Так на Руси возникли две православные церкви. Произошло трагическое событие, в результате которого те, кто продолжал пользоваться древнерусскими богослужебными книгами и освящать себя двуперстным крестным знамением, существующим с апостольских времён, стали презрительно именоваться раскольниками. На самом деле эти люди ни на йоту не отступили от истины и никаких ошибок в существовавших ранее правилах не было.
Признаёт это и современная русская православная церковь. В 1971 году её Поместный собор, сняв проклятие, засвидетельствовал, что «спасительному значению обрядов не противоречит многообразие их внешнего выражения, которое всегда было присуще древней неразделённой христианской церкви и не являлось в ней камнем преткновения и источником разделения».
В 1666-67 годах состоялся Собор русских и восточных епископов, утвердивший постулаты Никоновских реформ. Примерно половину собравшихся представляли иностранцы, приехавшие в Россию из корыстных побуждений. Остальные были из тех, кто поддерживает любую власть из-за боязни, глупости или подлости.
Лишь четыре человека из всего сонма иерархов решительно отказались принять постановления, противоречащие истине. Один из них - протопоп Аввакум, ставший одним из духовных лидеров староверов. Свои слова «верую сице исповедую, сим живу и умираю» этот поистине святой человек подтвердил жизнью и смертью.
Достаточно ему было просто промолчать, и получил бы он самые желанные для большинства людей земные блага - материальное богатство и власть. Сам царь Алексей Михайлович уговаривал протопопа согласиться с нововведениями, обещая несговорчивому старцу «всё, что похочет». Но святой выбрал не предательство, а смерть. После пыток голодом и холодом его сожгли на костре.
Сейчас популярна фраза «Русь святая». Но мало кто знает, что родоначальниками этого выражения были староверы. Именно они утверждали, вопреки мнению своих «православных» оппонентов и гонителей, что у России свой, особенный, путь развития. В наше время это забылось, а восприемники организаторов раскола XVII века пользуются этими словами и убеждениями, как своими.
По свидетельству писателя Фёдора Мельникова, «Никон начал свои реформы не с благословения божия, а с проклятий и анафем, не с молитвы церковной, а с кровопролития и убийств». За верность русских людей заветам и преданиям святой Руси и христовой Церкви, духовенство и гражданское правительство с дьявольской жестокостью убивали собратьев. И не только взрослых мужчин, но и стариков, женщин и детей. Чаще всего сжигали староверов целыми семьями в деревянных срубах.
Злодеяния фашистов на нашей земле меркнут по сравнению с тем, что творили отечественные «православные» иерархи и их многочисленные приспешники с людьми, истинно верующими в Христа. А всенародно озвученного покаяния от восприемников власги гонителей так и не прозвучало.
Те, кто до конца был верен Христу и принял ради него мученическую смерть, и сейчас называются в обществе раскольниками. А наследники организаторов самого раскола, на чьей совести ответственность за многие тысячи загубленных жизней, до сих пор именуют себя православными. Считают они, что Бога славят правильно, поскольку с обрядами якобы всё в порядке.
Кстати, коммунистическая партия тоже всенародно не покаялась в своих злодеяниях. Так что верной дорогой идём, товарищи!
Спасая детей от неминуемой смерти, староверы бросали всё и спасались там, где не ступала ещё нога человека. Есть такие места и на Рязанщине. За более чем два с половиной столетия гонений приверженцы старой веры смогли освоить труднодоступный когда-то район, прилегающий к нынешним Спас-Клепикам. Большинство старообрядцев в нашей области - выходцы именно оттуда. Долгое время были они у себя на родине государственными преступниками.
Недолгий «золотой век» старообрядческой церкви просуществовал лишь с 1906 по 1917 годы. Уже с момента «начала веротерпимости», объявленного в 1905-м, началось присоединение к старообрядчеству духовных лиц государственной церкви. Но приверженцы старой веры явлению этому не особенно-то и обрадовались. Их Собор 1909 года вынес постановление: «Принимать таковых лиц только при тщательном испытании. Что же касается определения их на приходы, то оно может быть только после тщательного исследования их жизни и при изучении соответствующих обрядов. Причём предварительно снесясь об этом с Московским архиепископом».
Тем не менее, стремительно возрастало как число старообрядцев и их священников, так и количество вновь возводимых ими храмов. Появился такой и в Рязани. Он начал действовать всего лишь за семь лет до безбожной революции, построенный на деньги купцов Масленниковых - братьев Федота, Григория и Кирилла Игнатьевичей. Эти лесозаготовители, выходцы из крестьян деревни Деево Спас-Клепиковской волости Рязанского уезда, ещё в 1894 году зарегистрировали торговый дом. Открыли торговлю продовольственными и лесными товарами.
Они же основали и старообрядческую общину, первое собрание которой состоялось 21 ноября 1910 года. Братья объявили о пожертвовании общине в вечное владение выстроенных ими храма и двухэтажного каменного дома для причта со всеми надворными постройками. Федота Масленникова, лидера рязанских староверов, избрали председателем совета общины, в который вошли его брат Григорий и сын Исаак. Последнего, умершего от сыпного тифа в 1919 году, похоронили в фамильном склепе Масленниковых под церковью.
Прерывавшиеся лишь с 1937 по 1949 год богослужения в рязанском старообрядческом храме существуют и сейчас. Община, которую возглавляет священник отец Александр, активно трудится, собственными силами производя многочисленные реставрационные работы.
Но не все рязанцы знают даже то, что в областном центре существует церковь приверженцев старой веры. Странно также, что многие священники, считающие себя православными, не ведают, как называется этот храм.
Если понятие «старообрядчество» ассоциируется в народе не с протопопом Аввакумом, а с «таёжной отшельницей» Агафьей Лыковой, то дальше, как говорится, ехать некуда, - сказал уважаемый мною рязанский краевед Александр Никитин. К большому сожалению, именно это у нас и происходит.
Евгений Прихожанин
- по материалам "Еженедельника 7", от 01.12.2004 г.
- редакция сайта благодарит прихожанку Раису Ермакову за помощь в подборе материалов из Рязанских СМИ