Если христианская вера является светом всему миру, то какому завету подлежим мы, если не несем этот свет в себе? Если вместо послушания несем бремя своеволия, если вместо смирения растим самолюбие, вместо презрения самих себя - защищаем собственное я, довольно часто впадая в осуждение, ища своего, а вместо дел выбирая безделье? Как мы можем вместить в свою христианскую совесть подобное?
Каждый из тех, кто не стал откладывать на будущее дело спасения души, встав на путь духовного совершенствования, вознося ногу на первую ступень лестницы от земли - к небу, должен ясно осознавать, что уже не может больше быть безучастным и глухим к зову собственной совести, к стяжанию любви нелицемерной, поиску смиренномудрия, непрерывному глубокому раскаянию и покаянию, укреплению души и тела постом, не может, оставаясь прежним сколь угодно долго стоять на том же самом месте, погружаясь в привычки, косность, прощая себе содеянное зло, не питая свою душу молитвенным соком, испрошая себя: как Господь отнесется к тому, что я сейчас сделаю? Выполняю ли я Его заветы или отпускаю на волю свое собственное я?…. не погружаюсь ли я во всевозможный формализм, зачастую в тех или иных ситуациях лишь на словах называясь православным христианином, а на деле, уповая на возможность отступить назад, попуская греховным мыслям, совершаю поступки недостойные христианского звания? …
Цель нашей жизни - познать Бога и быть подобными Ему, отобразить Образ Божий в себе, чтобы люди, когда видели нас, видели Его. Это и будет истинная жертва Богу.
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». (1-Кор. 7:23).
Завет с Господом
В Священном Писании и многочисленных преданиях Святоотеческого наследия, дошедших до наших дней, Спасителем, апостолами и святыми отцами Церкви нам были заповеданы основы смиренномудрия и благочестия. Среди прочих душевных добродетелей неоднократно упоминается о личной ответственности каждого православного христианина пред Господом, личном завете человека с Богом. О том, что же это за ответственность, как она связана с другими добродетелями, какие формы она приобретает в наши дни, а так же какие последствия возникают в результате ее постепенного преобразования в иные виды многогранных аспектов современной морали и нравственности хотелось бы поговорить в этой статье…
Современное значение слова «ответственность» сформировалось не вчера, оно постепенно приобретало множество оттенков исконного смысла, все больше и больше отрываясь от своих корней, теряя с ними связь, являясь отражением осуществляющейся подмены понятий нынешнего бытия... Например, в соответствующей энциклопедической литературе можно прочесть различные термины и определения. Сейчас цивилизация знает не малое число ее видов: юридическая, материальная, моральная, политическая, гражданская и другие виды ответственности, ныне они у всех на слуху… А Что несут они нам ? Стяжание добродетелей на пути душевного спасения или косвенное, скрытое отречение от Господа в попытках отправить собственную душу на покой или «заслуженный отдых», потакая душевной лености?
Общая, простая и ясная этимология слова ответственность всегда была такова: «Быть ответственным - означает индивидуальную, личную способность каждого из нас, держать ответ за исполненное, находить в себе силы приниматься за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и добровольно принимать наказание за неверно выполненное, исправляя допущенные ошибки».
Характерной общностью для большинства толкований ответственности является присутствие в них субъективного, подчеркивающего личностный характер начала, а так же представления ответственности как обязанности, долга или упоминание последствий. Что же это за последствия для верующих?
В Святом Евангелии нам сказано: «горе тому человеку, через которого соблазн приходит». (Мф. 18:7). Очевидно, что каждый православный христианин должен непрестанно искать в себе силы, направленные на то, чтобы не стать соблазном или преткновением для других, пребывать в Богобоязненном состоянии страха обидеть ближнего своего, или страха своим молчаливым согласием потакать неправде, поступая против воли Творца, впадая в новые согрешения… Ни на секунду мы не должны забывать, о том, что сотворяя худое или доброе человеку или другому Божьему творению, или согрешая коим иным образом - мы направляем свои мысли или действия к Нему Самому, и попирая образ и подобие - попираем первозданный источник всего сущего….
«И потому от Него происходит всякий суд, воздающий нам по заслугам. Бог не позволяет делать принуждение и оскорбление Себе и Своему образу… И хоть Сам Он не видим, образ Его – видим…» (пр. Ефрем Сирин).
Причем, всем стремящимся к истине во Христе на деле, а не на словах, должно помнить о том, что исполнение заветов человеческих в боязни гнева человеческого оправдано только тогда, когда сделано все зависящее от нас для исполнения заповедей Божиих в боязни гнева Божьего… Апостол Павел словом и собственным примером всей своей жизни показал нам, как мы должны поступать в той или иной ситуации: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (к Гал. 1, 10).
Глубина веры каждого находится в неразрывной связи с любовью ко Господу, которая выражается в страхе Божием, дающим всем верным силы принимать на себя истинную, высшую ответственность – ответственность перед Господом, сообразно с которой и должно поступать христианину в жизни нашей с людьми и во всем остальном … И тогда это почувствуют и все окружающие, и потянутся к вере пополняя церковные приходы . А в миру и нашей повседневной жизни это зерно принесет много плода и нисколько не останется одно, так как люди несущие в себе эту горнюю ответственность, как правило, обладали повышенным чувством и во всех других смыслах накладываемых на это понятие сейчас и соответственно наоборот…
В песнях пророка и царя Давыда неоднократно соединяются любовь к Господу, его заповедям и страх Божий: «Постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой. Сохрани душа моя свидения Твоя и возлюби я зело» (Пс., каф. 17, Пс. 118: 38,167). «Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом» (Пс., каф. 1, Пс.2:11)
Свет там, где есть ответственность
Так, что же открывает всем званным, обретение православного завета с Господом? Каким образом мы должны его соблюдать, за что и как отвечать?
Прежде всего, христиане, ответственны за веру, которую они несут, за ее исполнение в стремлении к духовному совершенству, за ее современное содержание. Множество святых боролись за истину, считая это своим христианским долгом и ответственностью перед Богом, благодаря Господа, если Он посылал им венец мученический, считая высшей благодатью пострадать за древлеблагочестие… Эти великие сподвижники не позволяли ересям посягать на чистоту догматов, заграждали уста лжеучителям, обличая их ложь, тем самым охраняли истину и чистоту веры. Не только на словах, но и на деле они доказывали свою преданность Богу, и сама эта преданность и ответственность перед Богом открывала их как святителей. От них исходил свет - свет всему миру, свет истины. Это и были созидатели, порождающие, а не умаляющие свет веры, именно они и светят нам и по сей день…
Времена гонений открывали в христианах великую ответственность за веру. Благодаря этой ответственности, исполненному долгу, вера и перешла к нам. Теперь мы, а никто другой, должны четко понимать, - что и как мы делаем и насколько правильно следуем заповедям Божиим. Теперь это - наш долг, теперь это и наша ответственность, которая есть Божие поручение, Его завет - поднять свой крест и нести!
Наши благочестивые предки староверы, сохранившие преемственность апостольских вероучений и пронесшие веру Христову в собственных душах через века неоднократно являли тому подтверждение. Гонимые и преследуемые, оклеветанные и отвергнутые, причем в отечестве своем, находящиеся порой в нечеловеческих условиях, они все же несли свет миру, являя силу духа не ведомую нам сейчас… Даже не углубляясь далеко в историю, мы можем видеть это и в недавнем прошлом нашей Родины. Эти люди принимали высшую ответственность, которая и проявлялась во всех иных формах и видах, славя дела Господня, являясь примером миру, уникальным прецедентом величия духа, так далеко отстоящего от нас сейчас… Теперь они для нас - духовные лидеры, объединенных религиозным инакомыслием православных христиан, «воспринимавших Московскую Русь – «Третий Рим», как единственный и последний оплот истинной веры в мире». (С.А. Зенковский, ст. «Судьбы империи и раскол»).
А что же представляем из себя сегодня мы? Разве не обязаны мы стремиться к спасительному совершенству? Разве мы не были призваны ко служению? Видим ли мы сами наш свет? Понимаем ли мы, что Свет всегда там, где есть ответственность, а не отречение и бегство в никуда. Считаем ли мы ее бременем или своей счастливой обязанностью, легким игом любви? Стремимся ли мы бороться с грехом и леностью обывательщины, не находимся ли мы в состоянии душевного сна? Охраняем ли мы то, что нам заповедано:
«И кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником». «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». (Лук. 14: 27, 33 )
Дети греха
Попробуем разобраться что же происходит с ответственностью сейчас, и как теперь мы ее для себя понимаем?
Со времен первородного грехопадения, после нарушения Адамом и Евой заповеди Божией, грех все больше и больше овладевает умами, сердцами и душами людей, отступающих от христианских норм, утерявших исконное значение в обществе ...
Вся последующая история человечества после изгнания первых людей из Рая - это укоренение людей в грехах. С каждым веком мир все больше и больше погружается во тьму. «Если говорить о том, чего достигли люди к нашему времени на пути устремления к греху, то следует сказать, что перечню грехов нет конца. » ("Начальный Катехизис для детей")
Падение уровня веры, утеря страха Божьего, ответственности перед Господом, ведут к искажению православных традиций, нивелированию греха в современном восприятии, что в свое время в купе с Церковными реформами ХVII века способствовало развитию в России атеистических, революционных социал - демократических взглядов и настроений, приведших к перевороту 17-го года и последующим трагическим событиям в нашей истории…Сегодняшние социальные язвы, утерявшего из под ног духовную почву общества, почву православной веры и морали, вызывают страх и ужас, в тех кто это видит…Уже никого в наши дни не удивляют пространные научно- исследовательские теории ученых об ускорении всех процессов в мироздании, о сжимающейся вселенной и видоизмененных эталонах времени. Социологи доказывают, что по законам статистики и результатам соц. опросов Богоискательством, строительством храма Божьего в душе, всегда и во все времена занимаются от 3-ех до 5-ти процентов населения, а остальные живут как бы не задумываясь и плывя по течению, и эта цифра фиксирована на протяжении длительных периодов истории...
Навязанные западные модели, «правовых государств», возведших закон и юридическое право в «высшую добродетель» и тем самым просто узаконивающих греховность, как норму автоматического существования человека, если она не входит в конфликт с кодексами; буржуазно-либеральные ценности общества потребления; незаметно для всех прошедшая кодификация населения, как одна из страшных вех глобализации, подготавливающих почву для пришествия антихриста, осуществленная в условиях сформировавшихся церковно-государственных отношений главенствующей церкви и властей; ересь эйкуменизма и толерантность; многообразие современных проявлений псевдорелигиозности, различных вероисповедований, эзотерики; «высокие идеи»; «свобода слова», как высшее достижение демократии, при полном отсутствии ответственности за сказанное; право-радикальный национализм, уходящий корнями в почву расизма; реформы систем образования без какого-либо акцента на духовное развитие, на возрождение института воскресных школ; табачные и алкогольные мега-концерны, делающие ставку на освоение новых рынков сбыта; нефтяные монополии и межконтинентальные мировые корпорации, обогащающиеся от пользования природными ресурсами на территории других стран; финансовые пирамиды с их системами кредитования, ставящие в зависимость от иностранного капитала целые государства и народы; «локальные войны» и увеличивающиеся расходы на вооружение; периодически возобновляющиеся террористические акты при обывательском молчании пассивного большинства; засилье корпоративной этики, воспевающей карьеризм и взращивающей новые виды псевдоответственности, подменяющей собой основы русской самобытности, а братские, семейные отношения в обществе на отношения, построенные на партнерских принципах по типу «ты мне - я тебе», и все это при помощи СМИ; беспросветный гламур и женская эмансипация; снижение рождаемости; развал семей по причине «несовместимости и человеческого фактора»; гражданские браки и вседозволенность; психоделические революции и разговоры о легализации наркотиков под видом наведения порядка и усиления контроля государства над соответствующими службами; виртуальная реальность и подмена духовной жизни увлечением искусством и культурным суррогатом; отчуждение, одиночество и прочие и прочие «хищные вещи века», плоды отпавшей от веры цивилизации, «ловушки и лабиринты», подстерегающие нас на широкой дороге, мастерски выстроенной врагом спасения человеческих душ, перечислить которые не представляется ни какой возможности… Все эти процессы лишь малая часть тревожных симптомов заражения человеческой души безответственностью, утерей страха Божьего в следствии падения уровня веры. Все эти тенденции пытаются проникнуть и в православную среду, при неизбежном соприкосновении приходских общин с миром…
Горняя добродетель
Удивительно, но все это не ново… Искушения, испытания, те или иные сложности, беспокойства и мытарства из века в век сопровождают людей. Очевидно, это неизбежно и все зависит только от того, как мы к этому относимся... А по нашему отношению и познается наша личность. Подвергаясь испытаниям в различных жизненных обстоятельствах, мы ответственны, прежде всего, за то, что происходит в нас, - ответственны за состояние нашей христианской души. Мы ответственны, за все, что мы делаем и за все то, чего не сделали или не делаем…. Иногда мы чувствуем искушение уклониться от нее или даже и вовсе не брать ее на себя. Но расплата за это оказывается очень высокой, потому что, поступая так, мы становимся игрушкой в чужих руках и должны жить по правилам, которые написали для нас другие и не всегда с благой целью… Мы просто обязаны быть ответственными вопреки всем превратностям жизни, понимая, что это происходит здесь и сейчас, и не с кем-то, а с каждым из нас! Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину ошибок и возможность необходимых исправлений, отрешенно увидеть себя и внести соответствующие корректировки. Разрушается его связь с окружающим миром и людьми, обескровливается само содержание жизни в обществе, порядок вещей и единомыслие. Сегодня большинство людей, предпочитает уклоняться от ответственности, ища себе оправдания либо в социальном положении, либо оправдывая себя наследственностью или влиянием среды, легко прощая себя в согрешениях… и это становится нормой повседневности… Вина за наши проступки, как правило, перекладывается на обстоятельства или других людей . Падшему человечеству свойственно избегать покаяния и искать истину в чужой, а не в своей вине. Ф.М. Достоевский, пытаясь донести основы христианского самосознания до читателя, в своих произведениях неоднократно писал о крайней потребности человеческой души любить истину, принимая ответственность за каждую тварь, не на миг не забывая, что "всяк за всех виноват". Вот, где правда жизни, вот где высшая добродетель... Причем это должна быть ответственность деятельная, ответственность инициативная, а не пассивная реакция по принципу «попросили - сделал, обратились - помог, а дальше все…». Мы сами должны быть непрерывными соискателями всего того, что может послужить во славу Божию, неотступно испрошая себя: что еще я могу сделать ? Чем бы я мог пригодиться ? Ведь зерно нашей души было посеяно для того, чтобы появились всходы и вызрел колос, а не для того чтобы в одиночестве гнить в земле не принося никакой пользы…А столь распространенное сегодня, въевшееся в наши души желание снять с себя ответственность, обвинить кого угодно во всех тяжких, но только не себя, есть не что иное, как мутация духа, проникновение чужеродности в нашу сущность, ретуширование, своеобразная мимикрия совести и морали... Это отягощает стяжание смирения. Это просто бегство от себя и отказ, позволяющий душе спать и обволакиваться ленью в объятиях беса полуденного, морока «мирного времени и стабильности»...
А ведь для православного христианина-старовера, всегда и во все времена особым даром Господа, Благодатью Духа Святаго, считалась возможность видеть собственные согрешения, иметь уничиженное состояние души, способной не предавать забвению собственные согрешения (ни на один миг!). Стяжание этой великой добродетели и воплотилось в молитве святаго Ефрема Сирина, являющейся для всех нас своеобразным ключом, призванным отверзать двери покаяния, молитве, читаемой испокон с особым тщанием и благоговением:
«Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь».
Тем самым мы должны для себя разуметь, что каждый человек сам ответственен за собственные срывы. И если мы это осознали, то степень нашей зависимости от этого будет неуклонно падать, а мера проникновения слабеть, и вместо препятствий к исправлению мы сможем находить лекарства для своего лечения и силы к сопротивлению…
Наша безответственность очень ярко видна в тех словесных формулировках своих грехов, о которых мы говорим:
«Я ничего не могу с собой поделать... Я не могу!», или распространенное «Это не мое…а вдруг, я это не потяну…», или «Меня все устраивает, зачем лезть не в свои сани…» и т.д.
«Не могу!» означает, что человек отказывается перед Богом осознавать себя причиной и виновником своих собственных грехопадений. А «Меня все устраивает» содержит немалую степень удовлетворенности и самодовольства, что характеризует сон совести. А спящая совесть как известно это – вторая смерть…. Это надо понимать и принимать…
Безответственность может выражаться по-разному, она может очень глубоко скрываться в нас, пряча и маскируя свой оскал…. Пример из поучений Аввы Дорофея:
«Случается также, что иной, как кажется ему, пребывает в мире и безмолвии; но когда брат скажет ему оскорбительное слово, то он смущается, и потому полагает себя в праве скорбеть на него, говоря: если бы он не пришел и не смутил бы меня своими словами, то я не согрешил бы. Вот смешное суждение! Вот обольщение диавольское! Разве тот, кто сказал ему слово, вложил в него страсть? Он только показал ему ту, которая уже была в нем, для того, чтобы он, если хочет, покаялся в ней. Такой подобен гнилому хлебу, который снаружи хорош, а внутри заплесневел, и когда кто-либо, разломит его, то обнаруживается его гнилость. Так и этот пребывал, как ему казалось, в мире, но страсть была внутри его, а он не знал о сем; брат сказал ему одно слово и обнаружил гнилость, сокровенную внутри его. И так, если он хочет получить помилование, то пусть покается, очистится, преуспеет; и пусть видит, что он еще должен благодарить брата как доставившего ему таковую пользу. Ибо искушения не будут уже одолевать его, как прежде; но на сколько он преуспеет, на столько они окажутся для него легчайшими: ибо по мере того, как душа преуспевает, она становится более крепкою и приобретает силу переносить находящие на нее искушения…»
Свобода и выбор
Необходимо помнить о том, что погружаясь в грех осуждения, как прямого, так и косвенного (а неприятие ответственности может являться косвенным осуждением) мы все дальше и дальше отходим от спасительного пути к свободе, становясь зависимыми от легких «антистрессовых» решений, уходя в скорлупу, зарываясь, как страус головою в песок.
Ведь кого мы обвиняем, тому мы добровольно отдаем власть. Зададим себе следующий вопрос: хотелось бы нам, чтобы все то, на что мы так часто ссылаемся: социальное положение, гены, или влияние среды, или еще что либо, имело бы власть над нами? Не лучше ли нам подумать о возможности видеть и принимать свою вину, свои согрешения, обретая власть над ними, укрепляя свободную от греха волю, непрестанно бороться с собой… По этой причине мы должны брать вину на себя, если хотим властвовать над своей жизнью, исполняя Божии заповеди … Причем, ведь нам всем известно, что власть подразумевает ответственность, чем выше ответственность, тем и выше власть… Кто властвует, тот и отвечает за свою власть, а кто подчиняется, тот отвечает за исполнение своих обязанностей, которые ему предъявлены. Ведь только от нас зависит, как мы изменяем ситуацию и как мы реагируем на нее. Людей, казалось бы, объединяет то, что все они страдают, но отличает их выбор и отношение ко всему этому. Кто-то, увидев все худшее, может им возгнушаться и начать бороться, а кто-то найти повод для своего оправдания. В одной семье могут расти люди, развивающиеся духовно в абсолютно противоположных направлениях. Их разномыслие порождается разногласием в выборе. Промысел Божий состоит не в человеческой воле, да это так, но вот отношение к проявлению Воли Господа, реакция на неё – это уже в воле человека, в его распоряжении. Всё что дал нам Господь, Он дал нам во владение для блага и для свободы выбора самого человека. Да, порой владеть тем, чем наделил нас Господь - не просто. Нужно суметь сохранить и преумножить вверенное и в первую очередь на благо Господу и людям. Чтобы распространить это благо по всюду, нужна осторожность и внимательность в первую очередь к своим поступкам, делам и словам. Чтобы не увяла, не поблекла, не отклонилась по причине нашего небрежения, своеволия и непослушания и безответственности, та отрасль мира, которая смотрит на нас. Ибо Господь спросит с нас за все….
« И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше и взыщут.» (Лк. 69:48).
А так ли мало нам дано в этой жизни?
Бог предоставил человеку — высшему Своему творению на земле — свободу, включающую в себя возможность свободного выбора, в том числе и ошибочного. Мы должны искать в себе силы признавать, что часто не можем контролировать последствия наших ошибок. Но наша реакция на последствия ошибок отражается на будущем нашей жизни. Хотим ли мы получить власть над будущем нашей жизни? Или властвовать будут наши ошибки и их последствия? Все негативные эмоции теряют силу в тот момент, в который мы принимаем ответственность за свою жизнь на себя и приносим покаяние.
А Может ли вообще человек, отягощенный грузом греха, бременем познаний и современных «благ цивилизации», стать свободным спросите вы, и должен ли он к этому стремиться? Для воина Христова ответ однозначен - может и просто обязан стремиться к этому очищению…истинный воин идет до конца даже, если война заведомо кажется проигранной по человеческим меркам…. В каком то смысле жизнь христианина - это попытка перейти минное поле на пути к достижению нашей высшей цели - душевного спасения на священной войне – войне за наши души, идущей на небе, идущей на земле!
Изначально Господь создал нас свободными, а Спаситель, прейдя на землю, нес нам высшую свободу - свободу выбора, великую, истинную свободу, свободу - как отказ от всех «псевдосвобод», ответственность перед Господом в борьбе с миром греха. Поэтому и понадобилась столь великая Крестная Жертва во оставление грехов…
Слава Показавшему нам свет !
Ответственность христианского воина сосредоточена на действии и его результатах. Ответственность помогает ему идти дальше, добиваться поставленных целей.
Ответственность перед Господом, любовь к Нему, упование на Промысел, принятие воли Всевышнего означает - ВОЗМОЖНОСТЬ НА ПУТИ К СВОБОДЕ !
По причине непринятия на себя ответственности, нежелания заставлять душу трудиться и слабеют поставленные цели, нарушается помощь и отдача, а дело спасения откладывается на потом. Как можно строить дом, если нет союза, связывающего все его части ? Ведь личный выбор и решения человека должны находиться в гармонии с ценностными потребностями его души. И лишь при условии, того, что человек предельно честно для себя отвечает на вопросы: действительно ли он хочет этого? От чего он готов отказаться и чем пожертвовать, чтобы обрести просимое ? Тогда и только тогда они будут иметь для него осмысленное и глубокое значение и стучащему откроется заветная дверь.... А не желание отвечать за свои поступки и решения, делает человека несчастным и непонятным, размытым и одиноким, лишает усердия и помощи… Господь дает такие наставления, которые как лекарства помогают лишь тогда, когда человек действительно их применяет к себе, если он действительно этого хочет, вот тогда это и будет ему на потребу....
Отягощенные самолюбием
Понятие ответственности глубоко лежит в следующей фразе из Евангелия:
«Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную». (Ин. 12:25)
Для себя отсюда мы должны делать вывод, что когда мы упорно, не смотря ни на что, продолжаем защищать, оправдывать себя, продолжаем дорожить собственной значимостью - одним словом являемся самолюбивыми, то мы убиваем себя. Ничто так не разрушает среду единомыслия, мира, созидания, как самолюбие. От этого рушится все. Чем на более высокий пьедестал мы возносим свою личность, свое эго, тем меньше цена нашего существования… Мы должны любить не себя, а Господа в себе, и душу свою хранить как создание, творение Господне, находясь в гармонии и мире….Тогда и только тогда возможно и соблюдение второй части заповеди «возлюби ближнего своего», а иначе это всего лишь пребывание в зеркальной комнате бесконечного самолюбования и не более того… Ответственность за душу, за свое поведение лежит только на нас. Самолюбие - это болезнь, творящая все самое злое в мире. Ею заражены все. Это болезнь всего человечества…
Мы не осознаем, что этот дивный мир дан нам не только на его поглощение, потребление и пользование Его благами, но это еще и наша ответственность. Он дан нам на созидание в нем и исполнения воли Создателя…
Мы не хотим учиться любить, но хотим быть любимыми; больше любим брать, а не отдавать; не принимаем скорби и болезни; пребываем в гармонии только, если все гладко и спокойно любим похвалу и подсознательно ищем ее, поддаваясь искушениям… А ведь это именно наша зона ответственности, именно наша, а не времени, не тех или иных обстоятельств, случаев или событий... Время не растратит так, как мы сможем все потерять. Конечно Господь охраняет Свое, но и на тех, кому вверено лежит ответственность за принятое. И если безответственность губит душу или ответственность охраняет от гибели, то это сказывается и на целом обществе… И только последование Слову Божию освобождает человека от подобного рабства.
Тропы в небеса
Так как же найти гавань благолепия веры в сегодняшнем мутном потоке, бешенной скачке по кругу, где большинство из нас все время куда-то торопится, суетно мятется, но по большому счету, мало кто куда движется или стоит на каком либо пути? Число званных и избранных сегодня не совпадает, не совпадало оно и прежде… И все же , рано или поздно в жизни каждого человека происходит то, что заставляет задуматься о смысле нашего бытия и задать себе себе самые важные вопросы:
В каком мире я живу? Что происходит со мной? Все ли здесь случайно?
И сказать себе: « Стоп! Хватит! Надо что-то менять и двигаться вперед к личному спасению, а через него и ко всеобщему!» (Причем это касается как воцерковленных православных христиан, так и стоящих на пути…)
Несмотря на все тяготы и скорби, не смотря на то, что в условиях скрытого духовного геноцида веры порой может казаться, что не возможно прекратить этот бег по замкнутому кругу, сделать остановку, и пересмотреть свою жизнь, что бы начать противостоять этому декадансу, мы должны молитвенно уповать на промысел Божий, духовно совершенствоваться в вере, изучая Священное Писание и Предание, историю, хранить благочестие предков, вырабатывать иммунитет ко греху, стяжая любовь нелицемерную, ответственность инициативную, веру деятельную, не на секунду не забывая о Праведной Крови , пролитой на Кресте ради нашего спасения…. помня, что никогда Господь не оставлял и не оставит свих чад… Для русских людей во главе угла всегда стояли: неотступная вера в Господа, идеалы соборности, братской любви, семейности, стяжания смиренномудрия, духовно - нравственного совершенствования в лоне Святой Православной Апостольской Церкви, как основы крепкого общинного благоустройства общества, где живет народ Богоносец, народ, носитель идей возрождения «Третьего Рима», идей не возможности спасения души вне Церкви.
Так будем собирать сокровища неземные и не для себя, и богатеть в Бога, а не в суму, не давая душе покоя, не позволяя ей лениться, говоря себе:
«Душа ! Много добра лежит у тебя на многие годы. Так покойся же, ешь, пей, веселись…» Ибо таковых Господь упреждает: «Но Бог сказал ему: Безумный ! В сию же ночь, душу твою возьмут у тебя» (Лк. 65: 19, 20).
Станем же воспитывать в себе желание не только учиться православию самим, но и учиться быть учителем для своих детей, сродников и близких , а сталкиваясь с миром (в котором так мало мира) оказывать людям всяческую братскую помощь, нести слово Божие, проповедовать истину во Христе… Ведь совершенный Творец устроил все таким образом, что мы всегда бываем причиной того, что происходит в нас, наших реакций и плодов-последствий событий и явлений нашей жизни, являющихся Промыслом Господа. И в этом смысле, совершая дела своей веры, мы уже являемся не только учениками, но и учителями и на нас неустанно смотрит Господь... Мы уже не можем просто так жить как раньше, оставшись прежними и предавая пославшего нас, ввергая в забвение Его заповеди… Мы обязаны поступать по примеру апостольскому, помня , что содеянный грех рождает смерть :
«Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем». (к Фес.5:11,14) «Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (к Кол. 3: 12-14)
Спаситель зажег огонь веры в учениках, хотя внешне это могло казаться кому-то невероятным по причинам их «малограмотности, невежества и темноты», но они стали для нас учителями… Так и наше сегодняшнее обучение, укрепление в вере, стяжание добродетелей станет более совершенным, если обучаемые будут стремиться стать активными делателями Христова завета, а не пассивными прихожанами, воспринимающими каждое слово Писания формально и буквально, рассматривающими заповеди, как инструкции или формулы. Сегодня враг человечества проявляет необычайную гибкость и активность, а нам чтобы противостоять этому, нужно стараться повысить уровень своей ответственности перед нашим Отцом и воспитывать в себе и своих детях любовь к истине. Каждый из нас просто обязан пытаться стать учеником и проповедником вкупе, так как это уже есть ничто иное как выход за рамки личного спасения к коллективному… Но будем же помнить о том, что коллективное спасение возможно только при условии стяжания личного… Да, здесь пролегает очень тонкая грань, между нашим желанием учиться и назидать, служа Господу. Важно не нарушить этот благодатное равновесие, этот духовный баланс, искусно лавируя в этой нелегкой задаче, этом праведном труде. И только при правильном, самокритичном, покаянном отношении к содеянному, мы можем созидать на земле, угодное Господу, выполняя Его заветы… Мы всегда должны помнить о том, что изменение, облагораживание мира начинается с изменения самих себя… и Господь будет нам в этом помогать! Конечно, если делая добро, мы при этом все же не можем зажечь людей собственным благим делом, то это уже не подлежит нашей ответственности. И ученикам Своим Господь говорил, чтобы от ног своих отряхивали прах подобных людей. Здесь уже ответственность переходит на то, какой выбор делают слушающие. Но мы должны быть спокойны только тогда, когда сделали все должное со своей стороны… да и тогда не оставлять попыток исполнить волю Божию.
И пусть же «всякое дыхание да славит Господа» во истине, а не на словах, а мы всегда будем помнить о том, что «Сын Человеческий приидет в час, о котором и не думаете…» (Лк. 67:40)
Простите ради Христа.
С неотступной верой и надеждой на возрождение нашей великой Родины,
Евгения Мироненко, Роман Ермаков.
При участии Сергiя Аветяна.